Фиат 500 – неутомимый мышонок

Фиат 500

Авторство проекта создания народного автомобиля ошибочно приписывают лидеру нацистской Германии А. Гитлеру. А между тем, большинство его новаций было подражанием своему идейному учителю Б. Муссолини. Именно дуче, придя к власти в Италии, призвал к преобразованию транспортной системы страны, через строительство современных автострад и выпуск автомашин, доступных большинству трудящихся. Именно тогда в итальянской прессе получило широкое хождение словосочетание «народный автомобиль». Дуче удалось увлечь идеей создания бюджетного автомобиля главу концерна Фиат Д. Аньели.

На роль народного итальянского автомобиля поначалу претендовала 508 модель Фиата – Ballila. Однако машина, оснащенная прогрессивным трехцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением и революционным передним приводом, оказалась технически несовершенной, излишне дорогой, да еще и разочаровала самого Муссолини, который не замедлил лично ее протестировать. Удручающая статистика продаж 508 модели поставила жирный крест на этом проекте и заставила руководство концерна вернуться к проверенной и надежной схеме с задним приводом.

Фиат Ballila

С учетом полученного негативного опыта, летом 1934 года, Аньели смог сформулировать концепцию будущей народной модели – небольшой автомобиль, вмещающий водителя и одного пассажира. За креслами должно оставаться пространство для перевозки двух детей или груза массой до 50 кг. Цена машины не должна быть выше 5000 лир.

Учитывая, что при создании машины конструкторам придется бороться буквально за каждый сантиметр полезной площади и килограмм веса, проектирование нового прототипа глава Фиата поручил инженеру авиационного подразделения Д. Джакозе, и не прогадал. 

Всего за четыре месяца авиаторы разработали и вывели из сборочного цеха полностью оригинальную модель, не имеющую ни одного узла, унифицированного с предыдущими версиями Фиат.

Так как Аньели категорически запретил использовать на фиатовских машинах передний привод, Джакозе не стал применять классический для авиации несущий кузов, и собрал машину на максимально облегченной и короткой х-образной раме. Предельно облегчили и кузов автомобиля. Большую часть крыши составляла брезентовая скатка, служившая своеобразным мягким люком, облегчающим доступ к расположенному сзади багажнику. Борясь за компактность 4-х цилиндрового двигателя, конструкторы выбрали самые миниатюрные цилиндры с почти мопедным диаметром - всего 52 мм. Сам мотор вынесли далеко вперед за пределы базы. Чтобы срезать линию капота радиатор разместили не перед двигателем, а позади него, приблизив к салону и радикально решив проблему отопления кабины. Снижение габаритов капота позволило улучшить обзорность и сгладить формы машины, сделав их обтекаемыми. Удалось достичь рекордных показателей расхода топлива – чуть больше 5 литров на 100 км. пути.

Fiat Topolino

Новый Фиат молниеносно заслужил любовь итальянцев, которые придумали ему ласковое прозвище Topolino – мышонок. Спрос на бюджетную легковушку был огромным, несмотря на то, что концерну не удалось удержать цену на уровне 5 тыс. лир. Для сохранения рентабельности Topolino поначалу продавали примерно за 9 тыс. лир. Впоследствии стоимость Фиата снизили до 7,5 тыс. лир.

Позднее оно стало фирменным названием модели. За два десятилетия, без учета лицензионной сборки было выпущено 519 тыс. железных мышат. Машина стала основой послевоенного благополучия автомобильного концерна. Ее мраморную копию по распоряжению Аньелли поставили перед головным офисом компании в Турине.

Итальянцы не забыли легендарную малолитражку и запустили мелкосерийное производство ее реплик по цене 7,5 тыс. евро.


Смотрите еще: